СПРАВКА :: Выбор растрирования

ЕСТЬ РАЗНЫЕ СПОСОБЫ РАСТРИРОВАНИЯ. КАКОЙ ИЗ НИХ ВЫБРАТЬ И ДЛЯ КАКИХ ЦЕЛЕЙ?

Есть разные способы растрирования. Какой из них выбрать и для каких целей - читайте в статье.

Зачастую, когда клиент сдает в типографию заказ, ему даже не приходит в голову поинтересоваться, какое растрирование там используется. В большинстве случаев этот вопрос вообще не поднимается. А зря. Ведь этим можно и нужно интересоваться: выбор оптимального алгоритма растрирования может реально улучшить качество печати.

Правда, говорить об этом в типографии иногда не с кем. Менеджер по работе с заказчиками, как правило, в этом не разбирается. Но еще хуже, если типография вообще не уделяет внимания тому, какие алгоритмы растрирования у них используются. Часто работают с каким-то одним, серийным, на нем и отлаживают технологию. Что-то менять захотят далеко не все, даже по просьбе «любимого клиента». А если и захотят, то, скорее всего, потребуют за это доплаты.

Впрочем, в последнее время появилась другая тенденция. Время от времени попадаются такие рекламные предложения от типографий: «печать стохастическим растром!», «стохастика 10 мкм уже у нас!», «отлаженная технология стохастического растрирования» и т. д.

[ ЗАМЕЧАНИЕ ]

Приведенные в статье иллюстрации, демонстрирующие разные способы растрирования, получены в результате собственных исследований издательства «Курсив». Все образцы выполнены в традиционных для России типографских условиях и при желании могут быть повторены.

Представленные образцы наглядно показывают преимущества современных алгоритмов растрирования по сравнению с традиционными.

[ СПРАВКА ]

А МОЖЕТ, НЕ НАДО?

Заказчик всегда хочет получить продукцию, отпечатанную как можно лучше, и это понятно. А потому вполне разумно его требование к типографии сделать все возможное, чтобы был «замечательный» результат.

Скорее всего, типография имеет много разных растров, но пользуется каким-то одним. Как правило, именно тем, с помощью которого удалось получить наилучшие показатели в процессе тестирования собственных возможностей. И это «палка о двух концах». Можно, конечно, попросить типографию использовать другое растрирование, имеющее, на ваш взгляд, наибольший потенциал. Но не исключено, что результат печати окажется хуже, чем мог бы быть при использовании традиционной технологии.

Так что настаивать на замене растрирования надо осторожно, четко понимая, чего хочется достигнуть. Принцип «чем «продвинутее» растрирование, тем лучше качество печати» здесь не работает: зачастую первые результаты самого навороченного алгоритма растрирования бывают хуже привычного метода.

 

Чтобы разобраться в различных видах растрирования и понять, когда целесообразнее использовать одну технологию, а когда другую, как раз и подготовлена эта статья.

РАСТРИРОВАНИЕ «СЕРОГО КЛИНА» РАСТРАМИ РАЗНОГО ТИПА (СВЕРХУ ВНИЗ): ТРАДИЦИОННЫЙ СЕРИЙНЫЙ РАСТР (ИСПОЛЬЗУЕТСЯ УЖЕ МНОГО ЛЕТ, 
ИНОГДА ЕГО ЕЩЕ НАЗЫВАЮТ РАСТРОМ С АМПЛИТУДНОЙ МОДУЛЯЦИЕЙ), СТОХАСТИЧЕСКИЙ РАСТР ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ, СТОХАСТИЧЕСКИЙ 
РАСТР ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ (ИНОГДА НАЗЫВАЮТ РАСТРАМИ С ЧАСТОТНОЙ МОДУЛЯЦИЕЙ), ОДИН ИЗ ВИДОВ ГИБРИДНОГО РАСТРА

В настоящее время любое выводное устройство, как правило, предоставляет пользователю целую библиотеку разных растров, среди которых и традиционные с разной формой точки, и стохастические, и гибридные... Выбор того или иного для повседневного использования - задача типографии. Но решать ее они могут по-разному. Приходилось видеть предприятия, которые использовали для вывода пленок самый простой «рациональный» алгоритм растрирования, объясняя это тем, что так проще и быстрее. Даже растры типа «суперячейка» в этой типографии не используются, поскольку с ними «больше возни по настройке растрового процессора». Ситуация напоминает современный рынок мобильных телефонов. Большинство людей реально используют только 10% возможностей своих сотовых: для общения этого достаточно. То же и с растрированием. В приличной типографии все нормально получается и с обычными серийными растрами. Заниматься исследованиями в области сложных растров просто некогда, да и не к чему - и так все хорошо.

И все же попытаемся разобраться, что нам может дать использование «продвинутых» растров. В настоящее время все растры можно условно разделить на три большие группы: с «суперячейкой», стохастические, гибридные.

УМЕНЬШЕНИЕ ОБЛАСТЕЙ ПЕРЕКРЫТИЯ РАСТРОВЫХ ТОЧЕК ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ 
ЛИНИАТУРЫ ВЕДЕТ К РАСШИРЕНИЮ ЦВЕТОВОГО ОХВАТА

РАСТРЫ С «СУПЕРЯЧЕЙКОЙ»

От английского supercell. Разработаны в первую очередь для облегчения работы на выводном устройстве на относительно невысоком разрешении. Все время считалось, что чем выше разрешение выводного устройства, тем выше качество печати. Зависимость прямопропорциональная. Но на самом деле это так, только когда разрешение устройства относительно мало. Если же его намного увеличить, то ситуация ухудшится. Легко посчитать: при разрешении выводного устройства в 2540 точек/дюйм, размер одного минимального элемента изображения составляет 10 мкм, что по сути находится на границе надежного воспроизведения элементов в полиграфии. Если же разрешение выводного устройства сделать равным, скажем, 5000 точек/дюйм, то минимальный элемент становится равным 5 мкм, и он гарантировано не воспроизведется. Поэтому попытки получить линиатуру растра в 300 лин/дюйм при разрешении в 5000 точек/дюйм не имеют смысла. Качество печати окажется заметно хуже, чем при привычных 150 лин/дюйм и 2540 точек/дюйм.

ПРИМЕР ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ ТОЧЕК В СВЕТАХ. НА ВЫСОКИХ ЛИНИАТУРАХ ТОЧКИ С МАЛЫМ ПРОЦЕНТОМ (В НАШЕМ СЛУЧАЕ ОТ 1 ДО 4%) ВОСПРОИЗВОДЯТСЯ НЕНАДЕЖНО, ТЕМ САМЫМ СОЗДАВАЯ ТРУДНОСТИ С ПЕЧАТЬЮ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ИЗОБРАЖЕНИЙ. ОДНИМ ИЗ ВЫХОДОВ В ДАННОМ СЛУЧАЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПЕРЕХОД НА ГИБРИДНОЕ РАСТРИРОВАНИЕ (РИСУНКИ В НИЖНЕМ РЯДУ). ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ЧТО У ГИБРИДНОГО РАСТРИРОВАНИЯ ТОЧКИ В СВЕТАХ КРУПНЕЕ, ЧЕМ У ТРАДИЦИОННОГО, А ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРЕБУЕМОЙ ВЕЛИЧИНЫ СЕРОГО ВАРЬИРУЕТСЯ РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ НИМИ. ЭТИМ ДОСТИГАЕТСЯ НАДЕЖНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ «ВЫСОКИХ СВЕТОВ» ДАЖЕ ПРИ ОЧЕНЬ ВЫСОКОЙ ЛИНИАТУРЕ РАСТРА
УВЕЛИЧЕННЫЙ ФРАГМЕНТ РОВНОГО СЕРОГО ПОЛЯ (В НАШЕМ СЛУЧАЕ ПОЛЕ С 20% ЗАЛИВКОЙ), ОТЭКСПОНИРОВАННОГО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРАДИЦИОННОГО РАСТРИРОВАНИЯ. ХОРОШО ВИДНО, ЧТО РАСТРОВЫЕ ТОЧКИ НЕСКОЛЬКО ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА. ЭТО РЕЗУЛЬТАТ «РАБОТЫ» РАСТРА С «СУПЕРЯЧЕЙКОЙ»

Однако желание иметь мелкую растровую структуру естественно: здесь и плавность полутонов, и отсутствие «розетки», и четкость мелких штрихов. Вот и получается парадокс: существенно увеличивать разрешение нельзя, а выводить с высокой линиатурой растра хочется. И здесь на помощь могут прийти растры с «суперячейкой». Принцип их работы довольно сложен, но постараемся кратко описать: допустим, нам надо получить растровую структуру в 150 лин/дюйм, но при этом наше выводное устройство имеет разрешение максимум 1500 точек/дюйм. Теоретически для полного набора градаций (их 256, обеспечиваемых матрицей 16х16 элементов) линиатура выводного устройства должна быть в 16 раз больше линиатуры растра, то есть 2400 точек/дюйм. В нашем случае она больше всего лишь в 10 раз, а значит, мы можем строить только матрицы размером 10х10 элементов. Число градаций в этом случае у нас получается равным 100. В нашем случае при использовании одной растровой точки мы может получить в 2,5 раза меньшее число градаций, чем хотелось бы. Но если поставить рядом четыре растровых точки (матрицей 2х2) и посчитать среднее значение этой матрицы, можно существенно расширить число градаций. Например, нам нужно получить на некотором поле величину градации, равную 137 (это соответствует 53,5% растровой точки). Но наше разрешение позволяет нам построить только 136 или 140. В принципе, даже здесь погрешность невелика, и можно было бы так и оставить. Но при «суперячейке» можно поставить рядом (матричным способом) четыре растровые точки со значением 136, 136, 136 и 140. Среднее значение в этой матрице как раз и составит искомые 137. В этом принцип работы растров с «суперячейкой». Наиболее продвинутые из них работают с матрицами размером 3х3, обеспечивая очень высокую точность получения градаций, даже в том случае, если разрешения «не хватает», причем в несколько раз. Такой подход позволяет получить достаточно мелкий растр (до 200–220 лин/дюйм) при сравнительно небольшом разрешении (2000–2500 лин/дюйм). В результате удается соблюсти баланс между сложностью воспроизведения мелких элементов при большом разрешении, но при этом получить довольно высокую линиатуру растра, что решает ряд других проблем, в частности с розеткой.

[ СПРАВКА ]

ВАЖНО ПОМНИТЬ

В процессе подготовки изданий к печати надо вcегда учитывать некоторые граничные величины, которые очень сложно или просто невозможно воспроизвести на современном уровне. Причин тому много, но главная из них - ограничения физико-химических процессов и технологий, которые используются сегодня в полиграфии.

Для тех, кто желает поглубже разобраться в этом вопросе, приведем несколько цифр, на которые следует опираться. Главное значение - минимальная величина надежно воспроизводимого элемента, подразумевается надежное вопроизведение растровой точки на печатной форме и более-менее надежная ее передача без больших искажений на бумагу при помощи печатной краски. Экспериментальным путем эта величина установлена в 12–15 мкм. Хотя почти всегда допустимы и значения 8–10 мкм, но лучше до них не доводить, тем более что 12–15 мкм для современной офсетной печати вполне достаточно. Стремиться к ее уменьшению не стоит.

Кстати, величина минимально воспроизводимого элемента зависит от технологии изготовления печатных форм. Приведенные цифры актуальны для технологии прямого экспонирования пластин. При использовании других способов (например, пленочных), это значение надо увеличить до 16–20 мкм, поскольку копировальный процесс существенно влияет именно на небольшие элементы фотоформы.

Также надо учитывать, что при существующих в настоящее время технологиях всегда возникают проблемы с использованием кривых линий и сеток с толщиной линии менее 20 мкм (а сложных розеток - 25 мкм), растровых точек в светах и тенях при линиатуре растра более 200–220 лин/дюйм, фоновых заливок с критичными величинами растров. Например, попытка получить плашку с растровым полем в 3–4% (да еще черной краской), скорее всего, обречена на неудачу. А попытки такие были. Иногда дизайнеру хотелось немного «погасить» яркость белой бумаги и на все поле положить трехпроцентную плашку. На экране монитора это выглядело нормально, а при тиражировании на высокой линиатуре («чтоб было покачественнее») вместо ровной серой плашки получалась «грязь», поскольку надежно точки такого размера не вопроизводятся: где-то они проработались, а где-то и нет.


СТОХАСТИЧЕСКИЕ РАСТРЫ

Некоторое время назад о стохастических растрах говорили довольно много. Этот способ растрирования был модным и активно продвигаемым. Проблема была только одна - стабильно с гарантированным результатом работать с ним могли единицы. Причина была вот в чем: стохастика состоит из элементов изображения очень небольшого размера, стабильно воспроизводить которые очень сложно.

ПРИМЕР ДЕФОРМАЦИИ И ИСКАЖЕНИЯ ТОНКИХ ЛИНИЙ ПРИ ТРАДИЦИОННОМ РАСТРИРОВАНИИ (ВВЕРХУ). ТРИ ОДИНАКОВЫЕ ЛИНИИ ПОЛУЧИЛИСЬ СОВСЕМ РАЗНЫЕ. ВНИЗУ - ТО ЖЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОСЛЕ ГИБРИДНОГО РАСТРИРОВАНИЯ
ПРИМЕР ПРЕИМУЩЕСТВА СТОХАСТИКИ ПО СРАВНЕНИЮ С ТРАДИЦИОННЫМ РАСТРИРОВАНИЕМ. ЭТО ОБРАЗЕЦ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ГАЗЕТНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПРИ ТРАДИЦИОННОМ (ВВЕРХУ) И СТОХАСТИЧЕСКОМ (ВНИЗУ) РАСТРИРОВАНИИ
ПРИМЕР СНИЖЕНИЯ "ВИДИМОСТИ" РАСТРОВОЙ РОЗЕТКИ ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ ЛИНИАТУРЫ РАСТРА

Принцип устройства стохастического растра теоретически довольно прост. Если растр традиционного типа обладает определенным набором недостатков именно из-за величины элементов, из которых он состоит, значит, нужно разбить растровую точку на небольшие по площади элементы - и проблемы решены. В итоге, если посмотреть на стохастический растр через микроскоп, будет видно, что все изображение состоит из большого количества случайным образом расположенных точек очень маленького размера. Это дает возможность улучшить некоторые параметры воспроизведения изображений, но и создает определенные проблемы. Главная в том, что при использовании «пленочной» технологии практически невозможно было надежно скопировать элементы растровых точек на форму. Их размер находился на границе надежного воспроизведения, а значит, было много проблем с печатью.

[ СПРАВКА ]

ОГРАНИЧЕНИЯ АЛГОРИТМОВ РАСТРИРОВАНИЯ

Как уже было сказано, современным алгоритмам растрирования присущи некоторые недостатки, сдерживающие темпы улучшения качества полиграфического исполнения. Перечислим их.

Традиционные растры

В данном разделе мы будем рассматривать только растры с «суперячейкой», поскольку примитивные растры с рациональными углами и ограниченным набором линиатур сейчас используют только по незнанию, слишком много у них ограничений, и одно из главных - невозможность точно обеспечить углы поворота растра и, как следствие, высокая вероятность образования муара.

  • Розеточная структура. Это одна из самых неприятных проблем традиционного растра. Как правило, на большинстве типовых печатных оттисков даже невооруженным глазом видна розеточная структура, которая портит изображение, особенно если оно небольшое. Появление этой структуры неизбежно при использовании любого традиционного метода растрирования. Можно долго спорить о типе и форме розетки, о точности приводки (которая снижает визуальное восприятие розетки) и т. д., но проблема все равно остается, и избавиться от нее невозможно. Можно лишь «уменьшить ее видимость» за счет увеличения линиатуры растра. На пленке или на пластине сделать это несложно (до определенных пределов), а вот в печати могут возникнуть реальные проблемы.

  • Сюжетный муар. Если на изображении есть сюжеты, состоящие из регулярных мелких элементов (фактура ткани, кружева и т. д.), то использование стандартных способов растрирования, скорее всего, приведет к появлению так называемого «сюжетного муара» (иногда его еще называют объектным). Об этом мы писали в журнале «Формат» № 1–2005.

  • Пропадание или деформация тонких линий. Когда на изображении большое количество тонких линий и они важны для сюжета, возникает еще одна проблема: если толщина линий соизмерима с линиатурой растра, линии начнут пропадать, прерываться или деформироваться, что снизит качество полиграфического воспроизведения. Бороться с этим можно лишь увеличением линиатуры, но тогда возникает проблема с печатью.

  • Проблемы восприятия сюжета. При работе с низкой линиатурой (например, в газете) растровая ячейка иногда становится такой заметной, что мешает воспринимать сюжет, особенно с мелкими деталями.

  • Телесные тона. Розеточная структура становится хорошо заметна на телесных тонах (поскольку там есть все три триадных цвета). В некоторых случаях это может ухудшить визуальный эффект иллюстрации (фото ребенка или женщины и т. д.), где гладкость телесных тонов как раз и есть признак качества.

  • Ограничения цветового охвата. Несмотря на наличие розетки и попытку развести растровые точки таким образом, чтобы они минимально накладывались одна на другую, перекрытия все равно остаются. А они, в свою очередь, загрязняют базовые краски и искажают желаемый цветовой охват (вернее, он не искажается, а просто уменьшается).

Большинство описанных выше ограничений снимаются использованием стохастических растров, особенно для изображений с низкой линиатурой, например при печати газет или упаковки на немелованном картоне. Но все же некоторые ограничения есть и у них.

Стохастические растры

Первые стохастические растры появились 12–13 лет назад. Но пользоваться ими тогда было настолько сложно, что они не получили распространения, и дальше лабораторных экспериментов и некоторых нишевых задач дело не пошло. Распространение систем CtP вновь вернуло интерес к стохастике. Дело в том, что теперь получить качественную печатную форму со стохастическим растрами стало очень просто. Проще стало и печатать с таких форм. А тут еще подоспело и второе поколение этих растров. В итоге в некоторых европейских типографиях доля работ, печатаемых стохастикой, доходит до 80%.

Но до сих пор некоторые ограничения у стохастических растров остались, особенно у высоколиниатурной стохастики с размером печатных элементов в районе 10–15 мкм.

  • Проблемы печати. Несмотря на то, что работать со стохастическими растрами намного проще, трудности все же есть. В частности, у них несколько другое «поведение» в печатном процессе. За счет большой доли оптического растискивания даже незначительные колебания в подаче краски ведут к сильному изменению визуального восприятия от изображения, что особенно заметно на плашках. В связи с этим появление разнооттеночности на плашках при стохастическом растрировании более вероятно. То же самое связано и с изменением контраста полутоновых изображений.

  • Необходима стабильная печатная машина. Как правило, установка параметров печати (например, баланса краска/вода) при использовании стохастического растра сложнее, чем при традиционном. Хуже, если печатная машина не в состоянии стабильно держать эти параметры. Нельзя допускать даже небольших колебаний в подаче краски и увлажнения, это может сильно повлиять на печать изображений.

  • Некоторые ограничения по сюжету. В первых поколениях стохастических растров были большие проблемы с воспроизведением равномерных заливок, плашек и градиентов. Получался «шум», то есть на ровных местах была заметна некоторая неравномерность наложения красок. Разработчики второго поколения стохастических растров приложили усилия для того, чтобы это исправить. Ситуация улучшилась, но проблема все же осталась, особенно на многокрасочных плашках.

  • Незначительное визуальное снижение резкости иллюстраций. Растровые точки традиционного типа играют большую роль в формировании резкости полутоновых иллюстраций, особенно если при допечатной подготовке использовалось усиление резкости контуров (sharpen edges). При стохастическом растрировании резкость иллюстрации может незначительно уменьшиться, что либо повредит изображению, либо, наоборот, его улучшит (в зависимости от сюжета).

В общем, ни одна из существующих сегодня технологий растрирования не обеспечивает «беспроблемного» полиграфического воспроизведения. Приходится возлагать надежды на новый вид растрирования, который называется гибридным (о нем далее).

 

С появлением технологии прямого экспонирования офсетных пластин ситуация существенным образом улучшилась, поскольку точки стали на форме получаться намного стабильнее. Кроме того, были изобретены стохастические растры второго поколения, еще больше упрощающие работу. На сегодня уже немало предприятий могут предложить своим клиентам отлаженную технологию стохастического растрирования. О том, какие преимущества это может дать заказчику, подробно описано в справке.

ГИБРИДНЫЕ РАСТРЫ

Это новейшее достижение в технологии растрирования. Они сочетают в себе преимущества обеих технологий растрирования, но при этом свободны от недостатков, присущих каждой. Ведь, как мы уже сказали, несмотря на то, что алгоритмы разрабатывались годами, недостатков у них немало.

ПРИМЕР ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕБОЛЬШИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ТРАДИЦИОННЫМ (СЛЕВА) И ГИБРИДНЫМ (СПРАВА) РАСТРИРОВАНИЕМ. НА ИЗОБРАЖЕНИЯХ МНОГО МЕЛКИХ ДЕТАЛЕЙ, СОХРАНИТЬ КОТОРЫЕ КРАЙНЕ ВАЖНО ПРИ ПЕЧАТИ, НАПРИМЕР, КАТАЛОГОВ ТОВАРОВ
ПРИ ПЕЧАТИ НЕКОТОРЫХ РЕКЛАМНЫХ СЮЖЕТОВ (ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, ЧАСЫ И Т. Д.) ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ МЕЛКИХ ДЕТАЛЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ ПРИ ВЫБОРЕ ТЕХНОЛОГИИ. В ЭТОМ СЛУЧАЕ МОГУТ ПОМОЧЬ И СТОХАСТИЧЕСКИЕ, И ГИБРИДНЫЕ РАСТРЫ. НА РИСУНКЕ СЛЕВА ТРАДИЦИОННЫЙ РАСТР, СПРАВА - ГИБРИДНЫЙ

Принцип работы гибридных алгоритмов растрирования такой. Нужно взять все хорошее, что есть в традиционном растрировании (стабильность печати, надежность получения растровых элементов на оттиске, простота) и прибавить то, что есть хорошего в стохастическом растрировании (отсутствие розеточной структуры, пропадание сюжетного муара и т. д.) В результате получим алгоритм, который «хорош на все случаи жизни». Гибридные растры действительно позволяют существенно улучшить качество печати и одновременно упростить получение гарантированных надежных результатов.

Организован алгоритм гибридного растрирования следующим образом: выбирается минимальна величина печатного (и, как следствие, пробельного) элемента (порог), который стабильно и гарантировано воспроизводится в данных конкретных условиях. Затем берется нечто похожее на привычный «суперячеистый» растр, только с существенно большей линиатурой, например 300 линий/дюйм. Растровые точки в классическом алгоритме растрирования имеют разный размер: изменяются от самых малых (в светах) до самых больших (в тенях). Очевидно, что имея очень большую линиатуру растра, нормально отпечатать света и тени не получится (в светах маленькая точка пропадет, а в тенях маленький пробел зальется краской). Поэтому традиционный алгоритм растрирования используется только на том участке тонового диапазона, где значение печатного и пробельного элемента не меньше выбранного порога. В остальных участках значение тонов управляется не уменьшением точки, а изменением их числа на единицу площади (как в стохастическом растре).

[ СПРАВКА ]

НЕКОТОРЫЕ ДОСТОИНСТВА «ПРОДВИНУТЫХ» АЛГОРИТМОВ РАСТРИРОВАНИЯ

Стохастические растры

  • Отсутствие растровой розетки обеспечивает фотографическое качество изображений в традиционных растрах. Небольшие несовмещения вызывают разрушение растровой розетки и значительную деградацию изображения. При стохастическом растрировании эффект от несовмещения менее заметен. Как результат - меньше брака.

  • Во многих случаях удается заменить дополнительные краскопрогоны триадными цветами.Стохастическая смесевая плашка выглядит как смесевая, напечатанная одной краской. Результат - значительная экономия на печати. Это особенно важно в области упаковки, а также может быть востребовано при печати беловых товаров.

  • Отсутствие объектного муара. Стохастика - единственный 100% способ подавления объектного (иначе называемого сюжетным) муара. За счет этого сокращается количество брака, который возникает на тиражном отпечатке, когда цена ошибки слишком дорога.

  • Расширенный цветовой охват. Тонкие оптические эффекты рассеивания света в слое бумаги и поглощения света краской обеспечивают небольшое, но четко видимое увеличение чистоты полутоновых бинарных наложений (зеленый, синий, красный).

  • Легкость регулировки плотности плашки. Равные по размеру растровые элементы несут на себе одинаковое количество краски, и любое изменение ее подачи сказывается на них одинаково. А значит, установить нужную подачу краски на таком растрировании намного проще, чем при традиционном, когда ее увеличение (или уменьшение) сразу отражается на полутонах, а в светах и тенях почти не меняется. Поэтому для получения эффекта, например в светах, приходится изменять подачу краски в широких пределах, что может повлиять негативно на полутона или тени.

  • Экономия краски. Понятно, что на маленьких точках средняя толщина красочного слоя меньше. Поэтому и краски уходит меньше. Реальная экономия зависит от бумаги и составляет на практике 5–15%. Необходимо подчеркнуть, что экономия краски не означает изменения требований к плотностям (измеряемым денситометром) плашек: как сплошных, так и полутоновых.

  • Быстрое высыхание отпечатков достигается за счет меньшего расхода краски и меньшей толщины красочного слоя. Важно, что расход краски уменьшается в основном в тенях, где слой обычно более толстый. То есть ускорение высыхания более значительно, чем просто от уменьшения массы краски. Результат - повышение производительности, сокращение цикла производства, меньше брака из-за отмарывания.

Гибридные растры

Каждая вариация гибридной технологии по-своему уникальна, и разработчики не разглашают всех технологических секретов, однако у всех есть общее.

  • Более высокая линиатура растра. Это вполне понятно, поскольку позволяет избавиться от надоедливой розетки и параллельно решить еще ряд задач, связанных, например, с сюжетным муаром или воспроизведением мелких деталей изображения.

  • Частичная частотная модуляция. Технология растрирования обладает определенным «интеллектом». Дело в том, что растрирование традиционного типа хорошо работает лишь в полутонах. В светах и тенях необходимо «вмешательство». Когда система понимает, что размер растровой точки (или пробельного элемента) становится слишком мал для беспроблемной печати, она перестает уменьшать размер растровой точки и фиксирует его. Управление тонами начинает осуществляться за счет изменения количества растровых точек (как в частотно-модулированных растрах). Можно сказать, что в полутонах технология растрирования работает как традиционная, а в светах и тенях - как стохастическая.

  • Высокая линиатура на выводных устройствах с невысоким разрешением. Поскольку система изначально не позволяет получать очень маленькие растровые точки, то появляется возможность осуществлять запись лазером достаточно большого диаметра, что является результатом невысокого разрешения выводного устройства. Записывая изображения лазером большого диаметра, можно выиграть время. 

  • Разное растрирование для разных частей полосы. Технология может самостоятельно распознать наличие на полосе, к примеру, равномерных градиентов или тоновых сеток и для каждого элемента полосы использовать свой способ растрирования. Известно, что одни сюжеты лучше воспроизводятся одной технологией, другие - другой. Гибридная позволяет для разных задач использовать разные методы растрирования.

  • Высокое оптическое растискивание. Обычно это недостаток. И с ним приходится бороться компенсацией. Но для типографий он дает и преимущества: поскольку необходимая оптическая плотность может быть достигнута при меньшей величине растровой точки, а толщина красочного слоя фиксирована, то на печать сюжета требуется несколько меньше краски. Это значит, что гибридное растрирование позволяет экономить краску.

  • Увеличение цветового охвата. За счет уменьшения растровых точек сокращается их перекрытие, и, как следствие, цвета меньше загрязняются. Эффект этот незначителен, но есть.

Видимо, это далеко не все преимущества современных алгоритмов растрирования. Но проявятся они в полной мере только тогда, когда ими начнут активно пользоваться. А пока, при первых пробах, возможны не только успехи, но и разочарования.

В результате удается получать растровую структуру, которая, несмотря на довольно высокую линиатуру, стабильно воспроизводится на большинстве печатных машин и позволяет избавиться от множества недостатков как традиционного, так и стохастического растрирования (подробнее об ограничениях читайте в справке).

Единственный на сегодняшний день серьезный недостаток гибридных растров - их цена. За право работать на таком растре типография должна заплатить немало денег (несколько десятков тысяч долларов), что далеко не все готовы сделать. Причем не готовы не только по финансовым соображениям, но и по организационным. Многие считают так: «У нас технологические процесс отлажен. Зачем что-то менять? Новых заказчиков это вряд ли привлечет, а тех, что уже есть, все и так устраивает». В этом есть доля правды. Отладка новой технологии - дополнительные инвестиции и риск, ведь не понятно, окупятся ли вложенные средства.

И все же общее стремление к повышению качества печати в конце концов приведет к необходимости перехода на более «продвинутые» алгоритмы растрирования.

НАШИ ОФИСЫ:
«СЕВЕР»
г. Москва, ул. Прянишникова дом 19 стр. 4.
Тел.: +7(495)544-7898

«ВОСТОК»
г.Москва, ул. Малая почтовая дом 12.
Тел.: +7(495)972-8873

«ЮГ»
г.Москва, 1-й дорожный дом 4.
Тел.: +7(495)972-2082